Фраза дня

«Самые ценные дары не имеют ничего общего с деньгами. Они связаны с глубоко личными и эмоциональными проявлениями человеческой души: пониманием, моральной поддержкой, душевной близостью и добротой».

Дэн Вальдшмидт, «БУДЬ лучшей версией себя. Как обычные люди становятся выдающимися»

Дурылин, Сергей Николаевич

Тихие яблони

[Текст] : забытая русская проза / Сергей Дурылин ; [сост. Н. Виноградова]. - 2-е изд. - Москва : Никея, 2016. - 304 с. - (Духовная проза).

В сборник вошли разноплановые произведения, чтобы дать представление о масштабе дарования автора, многообразии тем и стилей его прозы. Это и лиричная и пронзительная повесть "Сударь кот", в которой автор, вспоминая детство и давно ушедший мир крепкой купеческой провинции, рассказывает нам историю истинной любви, которая "никогда не престает". Это и остроумный, поучительный рассказ "Сладость ангелов", и былинное "Сказание о невидимом граде Китеже" и некоторые другие. Повести и рассказы С.Н.Дурылина издаются крайне редко и по сей день неизвестны широкому кругу читателей. Книга "Тихие яблони" - одна из немногих попыток подарить читателю забытые произведения замечательного русского писателя. Повесть и рассказы, написанные около ста лет назад, живы и неувядаемы, как, собственно, и вся русская классическая проза. С.Н.Дурылин был человеком Серебряного века с его стремлением к сложности и ренессансной всеохватности, однако общение с Андреем Белым, «соловьевцами не подавило его, а, напротив, способствовало поиску своего пути. И путь этот совпал со «среднерусской» направляющей отечественной словесности. Это ни экстаз Шмелева, ни густая стилизация Б.Садовского, а скорее - ранний А.Н.Толстой. Кажется, на автора ни модерн, ни авангард влияния не оказали. Дурылин – реалист, самый что ни на есть классический, продолжатель пушкинских традиций «Барышни-крестьянки». Гармония, покой, уверенность в справедливости конечного замысла мира при очевидных скорбях и болезнях – ключевое свойство его прозы. А скорби-то – как раз от неполного знания, которое проявляется в суете мирской. А полное, освобождающее знание – оно в мире, тишине и безмолвии. В словах кратких и немудреных: прости, помолись. Именно таков путь матери Иринеи из повести «Сударь кот» (1924) – от чувств, поступков, цветения – к молчанию, утверждению в истине. В умении С.Н.Дурылина сказать о молчании равных нет. Этим он отличается от старшего своего современника Л.Н.Андреева. Ранний андреевский рассказ «Молчание» не раскрывает загадки ухода молодого, полного жизни существа, оставляя боль и тяжесть. Те самые, что преображаются в свет в «Сударе коте». Героиня рассказа «Троицын день», матушка-попадья, похоронив единственного сына, оставляет мужа и уходит в странствия, возвращается, чтобы уйти навсегда… На ее возможную судьбу бросает отсвет дата рассказа - 1917 год. Однако, по мысли составителя, завершающего сборник «Сказанием о невидимом граде Китеже»(1913), именно к потаенным и вечным святыням стремится сердце в минуты предельных испытаний. Россия, ищущая свой Китеж-град и обретающая его в глубине по-детски верующего сердца – главная тема и смысл жизни и творчества С.Н.Дурылина. Он щедро делится с читателем чистым серебром своей гармоничной и чуткой к красоте прозы.