Центральная районная библиотека меняет формат

Понедельник, 23.10.2017

Дорогие друзья, долгое время мы вынашивали наш грандиозный проект новой библиотеки - "Городская гостиная". Полагаясь на пожелания посетителей Центральной районной библиотеки, которая и переживет в скором времени глобальные преобразования, мы вносили корректировки в концепцию, старались включить в проект все самое лучшее, полезное и современное. Мы понимаем, что принять участие в обсуждении в стенах библиотеки может не каждый, именно поэтому мы предлагаем вам ознакомиться с проектом в виртуальном пространстве.

Концепция проекта новой библиотеки - "Городская гостиная"

В 2016 году Центральной районной библиотеке было выделено помещение площадью 486 м2 (первый этаж 288,7 м2; цоколь – 197,3 м2) в капитальном жилом здании, которое находится по соседству от общеобразовательной школы города № 3, дома детского творчества, детских садов "Буратино" и "Золотой ключик", школы-интерната. Новое помещение библиотеки находится в спальном районе города, среди пятиэтажных новостроек, что существенно увеличивает концентрацию населения. Такое расположение библиотеки определяет главную концепцию учреждения – стать "городской гостиной" удобной и интересной для всех возрастных групп населения Тарко-Сале. Библиотека должна стать комфортным культурно-коммуникационным центром города. Капитальный ремонт в помещении произведен с учетом требований к организации доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Пространство библиотеки зонировано с учётом разных потребностей всех возрастных групп населения. При работе по организации библиотечного пространства новой библиотеки Пуровского района, были учтены пожелания читателей. В феврале-июле 2017 года среди читателей и посетителей библиотеки проводился опрос на тему "Современная библиотека в городе Тарко-Сале. Ваши предложения и пожелания?". Пожелания были такими: создать уютный зеленый уголок для чтения; создать зону для молодежи; проводить встречи для подростков и молодежи по настольным играм; создать игровую зону для детей дошкольного возраста; установить кофейный аппарат и кулер; отдельное помещение для компьютерной аудитории.

Функциональность проекта новой библиотеки предусматривает размещение по возможности большего количества книг, чтобы читатель мог сам выбирать понравившуюся литературу, а также, что в зале можно проводить все возможные виды мероприятий: лекторий, стол совещаний, мастер-классы по танцам и йоге, презентации и выставки. При работе над дизайн-проектом также было принято решение уйти от яркой образности интерьеров, которая может утомить читателя. Поэтому предусмотрена возможность "смены картинки", за счет смены выставочных панелей на стеллажах, кафедрах, вестибюлях, так называемая технология сменных экспозиторов, Она позволяет периодически менять образ интерьера и тем самым радовать читателя новизной. Кроме того, предусмотрена возможность учитывать пожелания самих читателей в оформлении интерьеров, выборе сюжета фотопанелей для этих экспозиторов. Также в проекте предусмотрена креативная зона для групповой работы молодежи, встроенные в стеллажи мягкие посадочные для индивидуальной работы, современное оформление зоны работы с электронными ресурсами и др. В библиотеке есть цокольный этаж, который нельзя использовать как общественное пространство, поэтому там будут расположены: отдел комплектования, рабочее место переплетчика, серверная, книгохранилище, рабочие места главного библиографа, ведущего методиста и директора. Таким образом первый этаж максимально освобожден для работы с населением.

Зоны новой библиотеки:

Холл.

При входе в библиотеку расположены два современных стенда, из которых посетители узнают всю необходимую информацию, об оказываемых услугах (в т.ч. платных), о ближайших мероприятиях, работе библиотечных клубов и др. Также предусмотрена имиджевая зона (зона селфи для молодежи). Со специального стеллажа для буккроссинга можно взять любую понравившуюся книгу, оставив взамен другую. Для посетителей в холле будут расположены мягкие удобные скамейки. Также появился долгожданный гардероб для читателей (в помещении старой библиотеки его не было, что вызывало определенные неудобства). Также предусмотрено место для размещения детских рисунков или фотографий. Оказание платных услуг населению/кабинет заведующей сектором информационных технологий (ксерокопия, ламинирование, печать, корректировка текста, сканирование, брошюрование, заполнение образцов заявлений и т.д.);

Зона компьютерного зала/Электронный читальный зал/компьютерный класс (10 автоматизированных рабочих мест).

В настоящее время для проведения уроков компьютерной грамотности, не хватает автоматизированных рабочих мест, а это очень востребованные познавательные мероприятия старшим поколением. Кроме того, как уже было указано выше, в настоящее время в библиотеке только 2 точки доступа к полнотекстовым базам данных, которые находятся в читальном зале. С учетом количества проводимых мероприятий, пользователям доставляет крайнее неудобство работать с электронными базами данных Президентской библиотеки и Национальной электронной библиотеки, поскольку очень часто их работа совпадает по времени с мероприятиями. Поэтому есть насущная потребность в отдельном помещении для электронного читального зала и компьютерной аудитории. В этой светлой, просторной зоне, оснащенной современной компьютерной техникой, читатели могут работать на компьютере, создавать документы, пользоваться электронной почтой, слушать аудиокниги, пользоваться полнотекстовыми базами данных других библиотек России. Здесь также можно будет осуществлять регистрацию читателей в ресурсе «ЛитРес», можно читать книги в электронном виде с планшетов. В компьютерной аудитории можно будет совместно работать над каким-либо проектом или готовиться к презентации, или просто уединиться, чтобы выполнить письменную работу, требующую сосредоточения и тишины.

Зона книг/Абонемент.

Из холла читатель попадает в основной книжный зал библиотеки. В этой зоне находится библиотечная кафедра, где ведется запись новых читателей и продление книг, запись читателей и их детей в библиотечные клубы и предварительная запись на мероприятия. В открытом доступе для читателей библиотеки находятся газеты и журналы, которые можно почитать за большим столом, или уединившись в эко-зоне. Эко-зона/зеленая зона. Участок стены возле окна выделен под зеленую эко-зону. Там будет размещен стеллаж с зелеными вьющимися растениями, которые создадут своеобразный уголок психологической разгрузки. Для удобства читателей, напротив зеленой стены будет установлено кресло, торшер и небольшой журнальный столик.

Центр краеведения.

Пользователи библиотеки в центре краеведения могут получить объективную и достоверную информацию о Пуровском районе и Ямале. Деятельность центра краеведения осуществляется по нескольким основным направлениям:

- организация и проведение массовых мероприятий (краеведческих конференций, чтений, семинаров, выставок краеведческой литературы, встреч с краеведами и авторами книг и пр.);

- подготовка и издание краеведческих материалов;

- публикации в СМИ;

- создание комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность в том числе и самостоятельного получения краеведческой информации для удалённых пользователей.

Многофункциональный зал / Конференц-зал Зал.

Может служить помещением для проведения различных культурно-массовых мероприятий: лекций, диспутов, выставок, заседаний клубов библиотеки, театрализованных представлений, творческих встреч с писателями, интересными людьми, района, семейных праздников, мастер-классов и т. д. Функциональность зала заключается в его легкой и быстрой трансформации под формат мероприятия.

Зона общения/читальный зал. Помещение предусмотрено для командных настольных игр, работы клубов библиотеки ("Совёнок", "Импульс", "Река времени"), литературных чтений, мастер-классов, проведения досуговых мероприятий. Чтения книг, работы с отраслевой литературой. Также в районе зоны общения будет располагаться автомат по приготовлению горячих напитков (кофе, чай, шоколад). Приобретение автомата удовлетворяет запросы посетителей, а также расширяет спектр дополнительных платных услуг, оказываемых библиотекой. Зона общения является многосоставной и включает в себя несколько других микрозон:

- игровая (0–6 лет). Эта небольшая комфортная зона с мягкой мебелью яркой расцветки, мягкими игрушками, настольными играми, детскими журналами и книжками-малышками, примыкающая к зоне читального зала. Наличие такой зоны позволяет родителям маленьких детей воспользоваться услугами библиотеки, оставаясь при этом вместе. Мамы могут посидеть и отдохнуть в этой зоне вместе со своими малышами, а могут оставить своего ребенка под присмотром библиотекаря и найти себе занятие в любом другом пространстве библиотеки. Пока родитель выбирает книги, с малышом позанимаются, почитают детские книжки, вместе с ним нарисуют иллюстрацию к прочитанной книге, полистают развивающий детский журнал или поиграют в настольную игру. Также в игровой предусмотрены и инновационные технологии. Интерактивная песочница — комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озерами и горами, вулканами и долинами. С помощью песочницы можно изучать географию, сейсмические процессы, погодные условия, флору и фауну, цифры и цвета, формы и даже иностранные языки. Игра с песком развивает моторику, речь, социальные навыки и творческие способности у детей любых возрастов. В комплект входит: песочница (с песком), компьютер, методическое пособие, проектор, программное обеспечение.

- "БИБЛИОпродлёнка". Для школьников также есть возможность воспользоваться услугой "библиопродленки": ребята могут после уроков прийти в библиотеку и расположиться в читальном зале или электронном читальном зале, чтобы выполнить домашние задания, подготовить доклады, рефераты, сделать электронную презентацию. - "Молодёжная среда". Молодёжи не достаёт зон общения и неформального досуга, в библиотеке предусмотрена зона для общения микрогрупп молодежи и подростков. комфортная обстановка, современный молодёжный дизайн, уютные диванчики, кресла-мешки будут создавать неформальную обстановку.

Современные библиотечные технологии и инновационные подходы в работе с населением и людьми с ОВЗ.

Внедрение RFID-технологий. В настоящее время библиотека является не только хранилищем печатных и других материалов, а становится центром досуга и общения, центром получения знаний и приобщения к новым передовым технологиям. Новый имидж библиотеки, как высокотехнологичного центра, невозможен без повышения уровня автоматизации библиотеки. Для проектирования и построения комплекса на основе RFID-технологий для библиотек необходимо учитывать стоящие перед библиотекой задачи:

1) повысить уровень обслуживания пользователей;

2) уменьшить время выдачи материалов;

3) максимально автоматизировать стандартные операции для увеличения производительности;

4) идентифицировать пользователей;

5) обеспечить сохранность фондов;

Проанализировав все особенности центральной районной библиотеки МБУК "ЦБС Пуровского района" (количество книжного фонда, площадь библиотеки, предпочтения читателей и т.д.) с целью оптимального и эффективного внедрения RFID-технологии в библиотеку было принято решение приобрести комплекс средств состоящий из следующих устройств, каждое из которых позволяет автоматизировать различные библиотечные процессы:

1. RFID-идентификатор для библиотечных документов (10 000 шт.)

2. RFID-идентификатор для документов c иллюстрированным внутренним форзатцем (1000 шт.)

3. Электронный читательский билет (1000 шт);

4. Многофункциональная RFID-станция, для настольного монтажа;

5. Ворота RFID-идентификации со встроенным счетчиком посетителей; Программное обеспечение, средство интеграции с АБИС ИРБИС64.

Инновационные подходы в работе с населением и людьми с ОВЗ. 

В новой библиотеке Пуровского района в 2018 году очень ожидаем читателями новый работник – R.BOT-100. Кстати, эта идея тоже взята из пожеланий пользователей библиотеки. Такое предложение внесла мама 5-летнего мальчика – участника клуба для дошколят "Совёнок". Идея приобретения современного библиотекаря понравилась не только работникам учреждения, но и читателям, которые с нетерпением ожидают появления инновационной новинки в стенах городской библиотеки. Планируется активное использование робота-библиотекаря при проведении мероприятий, презентаций, экскурсий по библиотеке, в индивидуальной работе с читателями, знакомству с новинками детской литературы, проведении викторин, в проведении праздников, в том числе и за пределами библиотеки. Особая важность приобретения данного робота в том, что он незаменим в работе с детьми с ограниченными возможностями! Робот станет проводником в библиотеку для детей с ограниченными возможностями, так как у ребенка, который не может выходить из дома, есть возможность управлять роботом с домашнего компьютера через Интернет. При этом достигается эффект полного присутствия в библиотеке: ребенок, управляя роботом, может самостоятельно выбрать маршрут движения, общаться с любым человеком. Для подготовки подобной удаленной экскурсии сотрудники библиотеки приходят к ребенку домой и устанавливают соединение домашнего компьютера с программным обеспечением библиотечного робота, учат ребенка управлять им. Дети, которые не могут выйти из дома из-за болезни, оказываются в кругу своих сверстников, на празднике или другом интересном библиотечном мероприятии. Для них это очень необычно и важно. Таким образом, робот-библиотекарь способствует социальной интеграции детей с ограниченными возможностями, поскольку позволяет им участвовать в библиотечных мероприятиях непосредственно из дома. Робот отвечает ожиданиям детей разного возраста, они готовы с ним общаться. Малыши воспринимают робота как живое существо, наделенное искусственным интеллектом. Дети постарше видят в роботе интересную техническую новинку, вполне уместную в качестве помощника библиотекаря.

Справочно: R.Bot 100 — робот (устройство телеприсутствия), управляемый человеком, с некоторой степенью автономности. R.Bot 100 построен на базе двухколёсного шасси, передвигается со скоростью около 5км/ч по относительно ровной поверхности и способен преодолевать такие препятствия, как пороги и кабель-каналы. Обеспечивает трансляцию видео и звука к оператору (телеприсутствие) и воспроизведение как голоса оператора, так и изображения с веб-камеры. В случае отсутствия изображения от оператора может демонстрировать справочные сведения или подготовленные видеоролики. Может зачитывать тексты с помощью синтезатора речи или воспроизводить заранее записанные аудио-фрагменты. Зрение робота (и удалённого оператора) обеспечивает камера, размещённая в подвижной голове (4 степени свободы). Оператор может подключаться к роботу, как через интернет, так и локально через беспроводную сеть. Робот используется в качестве информатора, консультанта, гида на рекламных акциях и прочих мероприятиях.

Уважаемые дамы и господа, просим вас оставить свой отзыв о представленном выше проекте. Вы можете написать нам "ВКонтакте" , в "Одноклассниках", на эл. почту bibl2001@mail.ru или же позвонить по телефону (34997) 6-11-87. "Городская гостиная" - это наш общий плод фантазий, идей, знаний и желаний! Кирпичик за кирпичиком "построим" свою самую лучшую библиотеку!

Система Orphus